Руководитель Городского центра профориентации МБОУ "СОШ № 196"
Центр профессиональной ориентации
Центр профессиональной ориентации создан в 2017 году на базе МБОУ "СОШ №196" ЗАТО Северск.
Цель: создание условий для профильного обучения и профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций ЗАТО Северск с учётом приоритетов социально-экономического развития г. Северска.
Направления деятельности Центра:
- анкетирование;
- тестирование;
- проведение тренингов;
- реализация профориентационных курсов;
- проведение выставок, презентаций, семинаров, мастер-классов, конкурсов для обучающихся и педагогов;
- взаимодействие с социальными партнёрами по реализации плана совместных мероприятий.
Профессиональная ориентация в МБОУ "СОШ № 196"
В Федеральном законе об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) о профориентации говорится в Ст.42 и Ст.66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования - это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации.
Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний.
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. (Википедия)
Профориентация обучающихся включает в себя:
- Профессиональное просвещение — обеспечение молодёжи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры
- Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки
- Профессиональное воспитание — формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей
Профориентация обучающихся является одним из важнейших факторов правильного выбора будущей профессии.
Цель профориентационной работы - выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся
- Выработка гибкой системы сотрудничества с учреждениями дополнительного и профессионального образования
В МБОУ "СОШ № 196" профориентация реализуется через:
- учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися;
- предпрофильную подготовку обучающихся 8-9 классов через занятия дополнительного образования "Основы социализации личности";
- участие в мастер-классах и ежегодном открытом конкурсе "Прокачай свои skills" по различным компетенциям.
Этапы и содержание профориентационной работы:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности
- Представления о собственных интересах и возможностях
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе предпрофильного обучения
- Профессиональное самопознание
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности
- Участие в Инженерной школе на базе СТИ НИЯУ МИФИ
Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся направлено на:
- уверенную ориентацию обучающихся в мире профессий, в том числе востребованных экономикой региона и города;
- накопление субъективного опыта и опыта трудовой деятельности, предваряющих выбор обучающимися будущей профессии;
- самостоятельный и ответственный подход обучающихся к выбору будущей профессии или направления (сегмента) профессиональной деятельности;
- создание психолого-педагогических предпосылок для выбора обучающимися профессии, востребованной в регионе (городе);
- формирование условий для становления у обучающихся готовности демонстрировать мобильность в профессии и профессиональной деятельности;
- определение необходимых и достаточных оснований для принятия обучающимися решения о выборе будущей профессии или направления (сегмента) профессиональной деятельности.